Режиссер, педагог, художник-постановщик, автор книги «Жизнь в музыкальном театре», автор исследований и воспоминаний о Вс. Мейерхольде, профессор Эммануил Иосифович Каплан в своей статье «О воспитании молодых режиссеров» заложил те основные принципы образования режиссеров музыкального театра, которым педагоги кафедры верны по сей день: "Речь идет не о музыкальной беллетристике, не о вольном пересказе музыки, а о строгом и точном анализе партитуры. Режиссер как художник обязан мыслить образами… И самое важное заключается в том, чтобы музыкально-литературный образ оперы нашел бы адекватную образную форму в сценическом воплощении…" Э.О. Каплан руководил кафедрой 27 лет. Среди своих многочисленных и выдающихся учеников он подготовил и двух будущих заведующих кафедрой -Р.И. Тихомирова и Э.Е. Пасынкова.

«Меня часто упрекают в излишнем традиционализме. Если под этим определением подразумевают таких режиссеров, как В.А. Лосский, Л.В. Баратов, Э.И. Каплан, Н.В. Смолич,С.Э. Радлов, учеником и последователем которых мне хотелось бы и себя считать, то это лучшая оценка моего труда», - Роман Иринархович Тихомиров. Нар. арт. РСФСР, профессор, выдающийся театральный режиссер XX века (более 40 спектаклей), главный режиссер ГАТОБа им. С.М. Кирова (Мариинский), кинорежиссер и сценарист, создатель жанра фильма-оперы (фильмы «Евгений Онегин», «Пиковая дама» «Князь Игорь», «Крепостная актриса», «Ф. Тоска», «Чио-Чио Сан», «В мире танца» и т.д.)

Роман Иринархович примет руководство кафедрой и создаст собственную режиссерскую школу, он воспитает десятки известных режиссеров театра, кино и телевидения. На протяжении 14-ти лет он будет руководить кафедрой (1962 – 1984) с перерывом на 8 лет. Эти 8 лет (1969- 1977) - кафедрой будет руководить другой ученик Э.И. Каплана - Засл. деятель искусств РСФСР, Нар. арт. РСФСР, профессор Эмиль Евгеньевич Пасынков – главный режиссер Новосибирского театра, Малого Академического Государственного театра оперы и балета, Пермского оперного театра. Эмиль Евгеньевич поставит более 20 оперных спектаклей и выпустит множество талантливых режиссеров. И вот уже ученик Р.И. Тихомирова - Заслуженный деятель искусств РСФСР, лауреат Государственной премии РСФСР (за спектакль «Мария Стюарт» С.М. Слонимского), получивший Орден Дружбы Народов, Орден за заслуги перед отечеством 4 и 3 степени, Нар. арт. РФ, профессор Станислав Леонович Гаудасинский, который на протяжении 36 лет (1984-2020) будет успешно, руководить кафедрой, продолжая дело своего учителя. Станислав Леонович 27 лет был главным режиссером и художественным руководителем театра им. М.П. Мусоргского (ныне Михайловский), он воспитал несколько поколений режиссеров и остался верен заветам своих учителей «…я должен сохранять в себе и передавать то, чему научили меня мои педагоги. Они привили мне вкус к очень серьезным и, прежде всего, высокопрофессиональным позициям в искусстве. И отстаивание этих позиций меня поддерживает всегда».

Начиная с 2020 года заведующим кафедрой становится выпускник нашей кафедры, ученик С.И. Лапирова и Р.И. Тихомирова, солист и режиссер-постановщик Мариинского театра, кандидат искусствоведения, Нар. арт. РФ, профессор, Юрий Константинович Лаптев, осуществивший более 20 постановок, с 2004 – 2012 год – советник президента РФ по культуре и искусству.

Вот уже почти 90 лет от мастера к ученику, из поколения в поколение бережно и трепетно передается многолетний опыт режиссерской и педагогической работы профессоров кафедры. На кафедре преподавали такие выдающиеся педагоги и режиссеры как: Нар. арт. СССР, профессор Е.Н. Соковнин – педагог, режиссер, главный режиссер театра им. С.М. Кирова (ныне Мариинский); доцент Ленинградской консерватории М.Д. Слуцкая – режиссер, выдающийся педагог (40 лет педагогического опыта), последовательница творческих и педагогических идей Э.И. Каплана; Засл. деятель искусств Бурятской ССР , награжденный Орденом Славы III степени, Отечественной войны I степени, медалями за «Победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945гг.» С.И. Лапиров.

Лекции по истории и теории музыкального театра читали такие профессора, как И.И. Соллертинский, А.В. Оссовский, А.А. Гвоздев, Л.В. Баратов, С.С. Мокульский, В.Н. Соловьев – весь цвет ленинградской театроведческая школы.

Будущих режиссеров учил читать партитуры – известный музыковед, доктор искусствоведения, профессор А.Н. Дмитриев – педагог, создавший учебник по анализу музыкальной драматургии М.И. Глинки. Основы сценического движения преподавали такие мастера, как: Засл. деятель искусств РСФСР, профессор И.Э. Кох, который создал предмет «Сценическое движение» и выпустил главный отечественный учебник по сценическому фехтованию; его ученик Засл. деятель искусств РФ К.Н. Черноземов, который работал с Я.Б. Фридом, Г.А. Товстоноговым, И.П. Владимировым, В.Е. Воробьевым, В.А. Малыщицким и т.д. (фильмы «Собака на сене», «Труффальдино из Бергамо»); продолжил традиции И.Э. Коха, актер театра им. Комиссаржевской, Засл. деятель Республики Ингушетия, профессор А.П. Олеванов - фильмы «Пиковая дама», «Крепостная актриса» (режиссер Р.И. Тихомиров). Технику сцены и театральный свет вел известный театральный художник-осветитель, мастер высочайшего класса Н.П. Извеков, автор книги «Техника сцены». Историю театра читал литературовед, театровед, либреттист, сценарист, профессор И.Д. Гликман, друг Д.Д. Шостаковича, автор монографий о Д.Д. Шостаковиче, В. Э. Мейерхольде, Ж-Б. Мольере, музыкальный консультант и редактор киностудии «Ленфильм», член союза кинематографистов и член союза писателей.

Мастерству актера учили ведущие актеры БДТ им. Товстоногова Нар. арт. СССР Н.Н. Трофимов и Нар. арт. СССР В.И. Стржельчик; педагог, кинорежиссер и сценарист Засл. деятель искусств РФ, награжденный Орденами Красной Звезды, Трудового Красного Знамени и Орденом Дружбы Я.Б. Фрид (фильмы «Собака на сене», «Тартюф», «Благочестивая Марта», «Летучая мышь», «Сильва», «12-я ночь» - приз Каннского фестиваля и т.д.); педагог, театральный режиссер, сценарист, кино и телережиссер, автор книг по истории театра, автор и ведущий теле- и радиопрограмм (всем знакомы его фильмы: «Галатея», «Старое танго», «Лев Гурыч Синичкин», «Анюта», «Классная дама» и т.д.) Нар. арт. РФ, профессор А.А. Белинский ; ведущая актриса театра им. В.Ф. Комиссаржевской, Нар. арт. РФ Т.М. Абросимова.

Засл. арт. РСФСР, Кавалер Ордена Почета, профессор Ю.В. Гамалей - дирижер театра им. Кирова, Мариинского театра, выпустивший учебник по методике анализа музыкальной драматургии оперных партитур для режиссеров музыкального театра, 33 года (1982 – 2015) вел предмет «дирижерский анализ партитур». Историю литературы на кафедре блестяще читал выдающийся театральный педагог, литературовед, кандидат искусствоведения, кавалер Ордена Почета и почетной премии «За выдающийся вклад в театральную педагогику», заведующий кафедрой русской литературы и искусства СПбГАТи, профессор Ю.Н. Чирва, который отдал нашей кафедре более 50-ти лет, его экскурсии по Ленинграду, а потом Петербургу до сих пор помнят студенты. Театровед и театральный критик, Заслуженный деятель искусств РФ, профессор, доктор искусствоведения, Ю.М. Барбой, ведущий российский специалист по истории западного, русского и современного театра преподавал молодым режиссерам историю театра. Более 60 лет историю зарубежного, русского и современного искусства читала профессор, доктор искусствоведения, почетный профессор СПбГУ Т.В. Ильина, автор монографий, учебников и книг по истории изобразительного искусства.

Татьяна Валериановна выучила фактически всех режиссеров, добиваясь высочайшего уровня знаний. Она постоянно ездила вместе со студентами в Новгород и Псков – это были удивительные встречи с русским искусством. Режиссер, актер, продюсер, литератор, антрепренер, художественный руководитель-директор театра «Русской антрепризы» им. А. Миронова, Засл. деятель искусств РФ, Нар. арт. РФ, профессор Р.Д. Фурманов преподавал студентам актерское мастерство. И сегодня мастера курсов и педагоги кафедры – наши выпускники, которые сохраняют и развивают традиции, заложенные основателями кафедры: режиссер-постановщик музыкального театра, кино и телевидения, Засл. деятель искусств РФ, профессор И.Е. Тайманова; режиссер- постановщик Мариинского театра, Засл. деятель искусств РФ, доцент Э.А. Габитов; театральный режиссер, педагог и журналист, Засл. деятель искусств РФ, профессор И.Э. Горюнова (в 1992 защитила диссертацию в Санкт-Петербургской консерватории на кафедре режиссуры музыкального театра); режиссер-постановщик музыкального театра (более 20 постановок), Засл. арт. РФ, профессор О.П. Мухортова (почти 30 лет на кафедре); театральный режиссер (около 80 постановок), доцент В.Г. Милков-Товстоногов; заведующая режиссерским управлением оперы Михайловского театра, Засл. работник культуры России, доцент М.В. Куницына-Танкевич; ведущий режиссер Михайловского театра О. Кох; режиссер-постановщик (более 10 постановок), постоянный участник ежегодного Международного фестиваля искусств «Елена» и режиссер-постановщик Международного фестиваля «Setubal Cantofest» (Португалия) П.А. Демидов.

Наши выпускники преподают и на кафедре оперной подготовки СПб консерватории: заведующий кафедрой оперной подготовки, режиссер-постановщик Мариинского театра, Засл. деятель искусств РФ, профессор А.О. Степанюк; а также кандидат искусствоведения, заслуженный работник высшей школы РФ, профессор Л.Г. Потапова; и кандидат философских наук, доцент М.В Петелина.

Режиссеры, создавшие в нашем городе новые музыкальные театры – также наши выпускники: художественный руководитель камерного театра «Санкт-Петербург Опера», Засл. деятель искусств РФ, Нар. арт. РФ, лауреат театральных премий «Золотой софит» и «Золотая маска» Ю.И. Александров и главный режиссер театра «Санкт-Петербург Опера», Заслуженный работник культуры, награждена медалью «За заслуги перед Oтечеством II степени» Т. Карпачева; оперный режиссер, создатель и художественный руководитель детского музыкального театра «Зазеркалье», профессор РГИСИ, Засл. деятель искусств РФ, Нар. арт. РФ А.В. Петров.

Наши выпускники, сохраняя высочайший профессиональный уровень, работают фактически во всех музыкальных театрах страны, в кино, на телевидении, радио, в театрах за рубежом, многие занимаются режиссерско-педагогической деятельностью в детских студиях и детских театрах, преподают в музыкальных и театральных вузах города, страны и зарубежья. Всех перечислить просто невозможно, но всех их объединяет верность заветам наших учителей – стремление сделать театр серьезнее, глубже и профессиональнее.

Послесловие

Высочайший профессиональный уровень педагогов, уникальная программа, множество практических занятий, требовательность педагогов к начинающим режиссерам, интенсивный и насыщенный учебный процесс – все это делает обучение на кафедре насколько интересным, настолько и трудоемким. Режиссеру необходимы знания в различных областях искусств. Он должен владеть актерским мастерством - работа с актером, владеть своим телом - сценическое движение, фехтование, танец. Чтобы вместе с художником создать сценографический образ спектакля и грамотно сочинить мизансценический рисунок, режиссер должен освоить законы композиции, знать историю искусств (живопись, архитектуру, историю костюма и быта).

Он должен ориентироваться в эпохах, стилях, направлениях в искусстве. Режиссер должен хорошо знать театр, как историю театра, так и технику сцены. Он должен знать историю литературы. Будущему режиссеру необходимо развивать образное мышление. Режиссер должен научиться мыслить действиями и образами. И самое важное для режиссера музыкального театра - быть музыкантом, владеть режиссерским анализом музыкальной драматургии произведения, уметь видеть в клавире и партитуре действие, потому что его первостепенная задача – это, умение переводить музыку в действие.

Театр – огромный и сложный организм и режиссеру придется работать с большим количеством людей – солисты, хор, балет, оркестр, постановочная часть театра и т.д., т.е. он должен быть еще и организатором, руководителем, психологом и педагогом, умным, сильным, терпеливым, готовым работать без устали. И все эти знания, умения и навыки необходимо получить за очень короткий срок - всего 5 лет.

Программа кафедры режиссуры музыкального театра СПб Государственной консерватории содержит свои принципиальные особенности воспитания режиссеров музыкального театра. По окончании обучения на кафедре каждый из студентов сможет иметь в своем портфолио по 6 музыкальных спектаклей, полностью разработанных и фактически (с некоторой корректировкой) готовых к постановке в театре.

Засл. арт. РФ, профессор Ольга Мухортова